Takemusu   Aiki   Dojo
О Сенсей
Главная
Айкидо
О-Сенсей
Этикет
Галерея
Статьи
Аттестация
Контакты
 
Новости

Кликайте на иконки социальных сетей вверху - там все наши новости и много интересного о практике Айкидо (без регистрации).

 

Главная > О-Сенсей > Морихей Уесиба и религия Омото

 

Морихей Уесиба и религия Омото

(из статьи Стэнли Пранина)

Секта Омото - одна и наиболее существенных так называемых «новых религий» Японии начала 1920-х годов. Перед тем, как на вершине своего развития в 1935 году секта была жестоко разбита милитаристским правительством того времени, в ней насчитывалось почти 2 миллиона последователей. И хотя айкидо и Омото у большинства людей часто не ассоциируются друг с другом, между ними существует неразрывная связь, потому что тесными личными узами были связаны их ключевые фигуры – Морихей Уесиба и Онисабуро Дегучи.

Онисабуро являлся весьма заметной личностью в японском обществе в первой половине 20 столетия. Морихей Уесибы был верным учеником Онисабуро Дегучи и много лет состоял в секте Омото. Учение Омото и постоянная поддержка, которую Онисабуро оказывал Уесибе, послужили определяющими факторами в распространении Айкидо.

Краткий очерк об Омото

Религия Омото является результатом объединения усилий двух харизматических фигур – неграмотной крестьянки Нао Дегучи (1837-1918) и гениального Онисабуро Дегучи (1871-1948), под руководством которого религиозная организация достигла очень большого влияния в пределах всей Японии и удерживала его до разгрома секты в 1935 году.

Несмотря на то, что Нао Дегучи была неграмотной, находясь в трансовом состоянии, она начала записывать под диктовку высочайшего духа слова, которые сама не могла прочитать. Писания Нао состояли из откровений о духовном мире, а также из непрекращающейся критики современного социального устройства. В них человечеству предлагалось исправиться, развить новую систему ценностей и создать новые институты социальной справедливости. В представлениях Нао Дегучи существовал единый Бог, который считал всех людей равными. Эти идеи, разумеется, противоречили идеям государственного синто, согласно которым императорская фамилия была объектом поклонения, а император считался божеством.

Вокруг Нао, в Киото и его окрестностях, начали собираться её последователи, а в 1898 году в истории Омото появляется Онисабуро Дегучи, урожденный Кисабуро Уеда. Онисабуро был очень умным человеком, умеющим красиво говорить и ярко себя подать. В 1900 году Онисабуро женился на дочери Нао, Сумико, и вера Нао стала распространяться с удвоенной силой. В начале 1900-х годов их обоюдная деятельность была очень успешной – они активно обращали в свою веру, занимались издательской деятельностью и, ко времени смерти Нао в 1918 году, создали мощную сеть организаций национального масштаба.

Морихей и Омото

Изучение связей Морихей с Онисабуро Дегучи и религией Омото делает очевидным тот факт, что достижение Морихеем выдающегося положения в кругах японских воинских искусств произошло во многом благодаря его союзу с этой религиозной организацией.

В декабре 1919 года Морихей, живший тогда в Сиратака на севере современного Хоккайдо, получил телеграмму, требовавшую его немедленного возвращения в родной город Танабе, поскольку его отец находился в критическом состоянии. Когда поезд проходил по району Кансай, Морихея поразил разговор с одним из пассажиров, который с энтузиазмом рассказывал о религии Омото. Он говорил об удивительном учении секты, о чудесных исцелениях и харизматическом руководителе Онисабуро Дегучи. Под влиянием этого разговора Морихей решил заехать в Аябе, где в итоге провел около недели. Молясь на выздоровление отца, он быстро оказался под влиянием харизмы Онисабуро.

Возвратившись в Танабе, Морихей не застал отца в живых. Совершенно понятно, что эта смерть вызвала у него состояние депрессии, и весной 1920 года поисках духовного руководства он решил переехать вместе со своей семьей в центр расположения Омото – Аябе.

Пользуясь состоянием своего отца, Морихей внес в секту значительное финансовое пожертвование, и его семья начала новую жизнь среди последователей Омото. Свою энергию Морихей направил на сельское хозяйство и духовные занятия под руководством Онисабуро. Преданность Морихея духовному лидеру Омото была абсолютной.

Онисабуро с самого начала оценил прекрасные человеческие качества Морихея и его огромный талант в воинских искусствах. Очень быстро завоевав доверие учителя, Морихей стал членом внутренней группы Омото, окружающей Онисабуро. Через несколько месяцев Дегучи подвел Морихея к преподаванию избранным членам сообщества Омото техник Дайто Рю айкидзюцу, которые он изучил у Сокаку Такеда. Свой дом Морихей превратил в маленькое додзё под названием «Уесиба Юкку».

Являясь одним из помощников Онисабуро, пользующихся максимальным доверием, и заработав репутацию хорошего мастера воинских искусств, Морихей был представлен многим выдающимся людям, в той или иной степени имеющим отношение к секте. Как раз в это время, в начале 1920-х годов, звезда Онисабуро быстро поднималась, и у Онисабуро был настоящий двор из числа посетителей и последователей, которые приезжали в Аябе.

Положение Морихея в качестве ведущего ученика Омото и его постоянное общение в верхних слоях общества сыграли важную роль в становлении его личности и росте мастерства учителя воинских искусств. Ему приходилось преподавать представителям самых разных слоев общества – от простых фермеров до военных офицеров, которые были старше его по возрасту. Это привело к повышению его статуса внутри секты и установлению широких связей в военных и политических кругах, которые позже сыграли для него неоценимую роль.

 

   
  Статьи

 

 

«Дзансин»-клуб Айкидо (МХУ), Киев, Украина.(«Dzansin» - Aikido-Club, Kiev, Ukraine)
Copyright © 2006-2014 Dzansin. All rights reserved