Takemusu   Aiki   Dojo
О Сенсей
Главная
Айкидо
О-Сенсей
Этикет
Галерея
Статьи
Аттестация
Контакты
 
Новости

Кликайте на иконки социальных сетей вверху - там все наши новости и много интересного о практике Айкидо (без регистрации).

 

Главная > Cтатьи > Пустота и Великий Путь

 

Если ты не установишь связь с истинной пустотой, то никогда не постигнешь Искусство Мира

(Морихей Уесиба)

Пустота и Великий Путь

Следуя по пути жизни, нужно доверять тому изобилию жизненного опыта, хранящегося в нашем подсознании, который нельзя перевести в какие-либо понятия или представления. Жить таким доверием – значит постоянно устремляться за пределы своего понимания в неизведанную полноту нашего подсознательного опыта. Таковы предпосылки двух основных категорий восточной мысли: понятия Дао (или До) и понятия пустоты, которое на самом деле служит обозначением непостижимой, но все вмещающей полноты бытия.

Восточная мудрость гласит: «пустота, как предельная реальность, предшествует всё сущее, не будучи сама сущностью». Пустота уподоблялась чистому зеркалу, которое не существует вне вещей, но и не является вещью. Пустота – это символическая реальность, которая содержит в себе всю полноту жизненных свойств мироздания, представляя собой семя всего сущего. Мудрый постигает семена вещей, провидя события ещё до того, как они обретут зримый облик.

Восточная мудрость есть Путь в потоке жизненных превращений, путь свободный от условностей. Поэтому, Великий Путь, согласно традиционным определениям, «крайне прост и лёгок» и «не терпит премудрствований». Восточная мудрость, в конечном итоге, совпадает с естественным течением самой жизни. Человек идущий по пути жизни должен «осветить жизнь духовным светом сердца», преисполненного «покоем пустоты». Великий Учитель, Морихей Уесиба, говорил: «Если твоё сердце достаточно велико для того, чтобы принять в себя твоих противников, ты сможешь видеть их насквозь и избежать их нападения. И когда ты примешь их в себя, то сможешь направлять их по пути, указанному тебе небом и землёй».

В восточном восприятии мира всякая вещь ценна её соотнесённостью с чем-то другим. Притом в этом моменте сообщительности уже нет ни этой вещи, но того «другого»: в нём, как говорили учителя Востока, моё «Я» и мир, субъект и объект взаимно «опустошают» друг друга. Пребывание в таком состоянии соответствует безмятежности и свободе духа.

В восточной культуре, искусство жизни, также как и боевые искусства, определяются гармонией противоположностей, такими как являются сущность и пустота. Старые мастера кулачного боя, к примеру, говорили: «наноси удар так, словно целуешь любимую женщину». Теперь также становится понятно, почему люди восточной культуры так высоко ценили искусство военной стратегии: можно ли найти лучший повод для воспитания в себе чувства сообщительности, единения с враждебной средой, в конечном итоге того, что несёт в себе смерть. Они считали, что «умеющий жить все покоряющей силой жизни должен любить и свою смерть».

Мы, как наследники западной культуры, в большинстве случаев стараемся не обращать внимания на негативные или отрицательные стороны бытия. Нам сложно осознать, что отрицательные стороны нашей жизни также являются неотъемлемой частью бытия. Без плохого не было бы хорошего, без окончания не было бы начала. Восточная культура всегда уделяла противоположным явлениям бытия, таким как понятие «пустоты», не меньше внимания, чем реальным – ощутимым аспектам повседневной жизни. Такое внимание к противоположностям дало возможность Восточной культуре более глубоко постигнуть искусство жизни…

Дао Дэ Цзин (джаны Лао Цзы)

Вещь в наличии формируется из бесформенного завихрения.
Рождается прежде Неба-Земли.
В беззвучности, в безмятежности.
Стоит независимо, не изменяясь.
Движется в циклах, не погибая.
Так можно осуществлять порождающее начало в Поднебесной.
Сущность моя не знает этому имени.
Обозначим его знаком «Путь».

Лао Цзы

3.

Человек мудрости, упорядочивая, поддерживает
Состояние пустоты в своём сердце.
Поддерживает ощущение полноты в своём животе.
Делает слабыми свои волеустремления.
Делает сильными свои кости.

4.

В срединной пульсации происходит
Функционирование Пути.
Невозможно, чтобы случилось заполнение.
В бездонности своей он – будто бы прародитель
Мириад сущностей.
Затупляет их остроту.
Разрубает их путы.
Смягчает их сияние.

11.

Тридцать спиц сходятся в одной ступице.
Наличие в ней отсутствия делает возможным
Функциональное применение повозки.
Придают форму глине, изготовляя утварь.
Наличие отсутствия делает возможным
Функциональное применение утвари.
Прорубают двери и окна, делая комнату.
Наличие отсутствия делает возможным
Функциональное применение комнаты…

16.

Стремись к пределу пустоты.
Старайся удержать состояние покоя.
Мириады сущностей действуют одномоментно.
Моя сущность – для того, чтобы созерцать возвращение.
Ведь сущностей беспорядочно много, а каждая
Возвращается, приходя к своему корню.
Приход к корню выражается покоем.
Покой выражается возвращением судьбы.
Возвращение судьбы выражается постоянством.
Знание постоянства выражается просветлением.
Не зная постоянства, суетишься, создавая неудачи.
Осознание постоянства делает восприимчивым.
Восприимчивость ведёт к способности быть справедливым.
Если справедлив, то можешь быть правителем.
Будучи правителем, сообщаешься с Небом.
Сообщаясь с Небом, приходишь к Пути.
Двигаясь по Пути, способен бесконечно длить.
Тело исчезнет, а не погибнешь

 

   
  Статьи

 

 

«Дзансин»-клуб Айкидо (МХУ), Киев, Украина.(«Dzansin» - Aikido-Club, Kiev, Ukraine)
Copyright © 2006-2014 Dzansin. All rights reserved